Кузнечный горн из шести кирпичей
Любители мастерить нередко сталкиваются с необходимостью отковать что- нибудь из инструментов или предметов домашнего обихода.
Временную кузницу несложно сделать из подручных средств. Достаточно шести огнеупорных кирпичей, паяльной лампы и самодельной колосниковой решетки, изготовленной нз стальной полосы толщиной 3—4 мм.
В пожаробезопасном месте складывают, как показано на рисунке 1, горн из кирпичей. На нижние кладут два обрезка водопроводных труб, а на них — решетку, чтобы между ней и нижними кирпичами остался зазор. Колосники — поперечные рейки решетки — немного отгибают, чтобы они захватывали пламя паяльной лампы и направляли вверх.
На решетку насыпают каменный уголь и ставят перед горном разогретую паяльную лампу (рис. 2). Пламенем лампы разжигают уголь и поддерживают его интенсивное горение в дальнейшем. Нужно только найти наиболее эффективное направление пламени, так как получение высокой температуры зависит в основном от дутья. Из соображений безопасности и для предохранения резервуара паяльной лампы от перегрева целесообразно отгородить ее от жара горна экраном из негорючего материала.
Заготовки, подлежащие ковке, зарывают в раскаленный уголь, где они выдерживаются до тех пор, пока не разогреются до светло-оранжевого цвета, что соответствует температуре примерно 1000—1100°. Долго выдерживать заготовки не следует, так как у них резко ухудшаются механические свойства — металл становится хрупким. Куют обычно молотком массой 0,5—1 кг. И обязательно в защитных очках, чтобы горячая окалина не попала в глаза. Наковальней может служить любая массивная металлическая болванка: кувалда, обломок рельса и так далее.
Возможности и приемы ручной ковки очень разнообразны. Чтобы получить, например, полукруглую стамеску, раскаленную пластину кладут на специальный ручеек в наковальне, сверху прикладывают стальной пруток и, ударяя по нему, гнут заготовку (рис. 3).
Если нужно отковать серпообразную полосу, то наносить удары следует по одному краю полосы, как показано на рисунне 4. и та сама выгнется в противоположную сторону.
Головку торцевого гаечного ключа формируют, вбивая кусок шестигранного профиля в отверстие нагретой заготовки (рис. 5). Потом отковывают наружные грани.
Рубится металл в горячем состоянии обыкновенным зубилом с прикрепленной к нему ручкой из толстой проволоки (рис. б).
С помощью горна осуществляют и так называемую кузнечную сварку. Если, допустим, надо соединить две пластинки внахлест (как раньше сваривались колесные ободы у телег), то их нагревают в горне до белого каления (1300—1350°), затем удаляют окалину, посыпая бурой и смахивая ее металлической щеткой и, положив пластинки одна на другую, проковывают до тех пор, пока они не приварятся. Нужно только помнить, что легко свариваются лишь низкоуглероднетые стали.
Стальные детали, помимо сварки, можно также паять. Для этого их связывают железной проволокой, покрывают флюсом (бурой) и нагревают в горне до оранжевого наления (900°). Затем в место пайки вносят латунные припои ПМЦ-42, ПМЦ-50 или просто кусочни латуни. Пайка заканчивается, когда припой равномерно растечется по шву.
Во временной кузнице можно изготовить предметы домашнего обихода: всевозможные решетки, каминные щипцы, декоративные петли для дверей и ворот, подсвечники — они придадут вашему жилищу особый колорит.
Чтобы сделать кованый подсвечник (рис. 7), вырезают из металла круг, разогревают его в горне, затем на наковальне ударами молотка от центра заготовки к краю по спирали (чем дальше от центра, тем удары должны быть слабее) расклепывают заготовку так, чтобы она приобрела форму чаши. Подставка — из отрезка металлической полосы. Края у нее расплющиваются — они становятся широкими и тонкими. При этом полоса частично выгибается. Для придания более строгой геометрической формы ее подправляют на металлическом кругляке соответствующего диаметра. Ручка тоже гнется на кругляше. Чашу, ручку и подставку просверливают и соединяют заклепками.
Дверные петли (рис. 8) делают следующим образом. На заготовке размечают острия, лепестки и петли и ножовной по металлу выпиливают только петли. Остальной контур рисунка надрубают зубилом, чтобы на раскаленной позже заготовке были заметны линии разметки. Заготовки нагревают и зубилом вырубают копьеца и лепестки, которые сами при этом заворачиваются. Петли формируют молотком на металлическом стержне соответствующего диаметра. Вставляют ось и расклепывают ее с двух сторон.
Кованые изделия для придания черного цвета воронят. Их предварительно очищают от пластинчатой окалины, а затем нагревают примерно до 300° и натирают тряпкой, смоченной машинным маслом. Небольшие же предметы целиком окунают в масло, а потом натирают тряпкой. Сильно перегревать металл не рекомендуется, так как на нем может образоваться новый слой окалины, что отрицательно скажется на качестве покрытия.
Еще строже нужно относиться к термообработке инструментов, ведь от точности соблюдения ее режимов зависит их качество.
Важно поэтому знать основные виды термообработки — закалку, отжиг и отпуск.
Закалка увеличивает твердость и прочность сталей. Металл нагревают до 750—900° и опускают в охлаждающую жидкость: для углеродистых сталей это, как правило, вода (в нее можно добавить до 10% поваренной сочи, что повышает ее закаливающую способность), для легированных — жидкое машинное масло.
Отжиг применяют для смягчения стали, облегчения ее механической обработки. Заготовки нагревают в горне как для закалки, но остужают постепенно вместе с горном или зарывают их в горячий песок, где они медленно остывают.
Отпуск смягчает действие закалки и повышает вязкость стали. Различают высокий и низкий отпуск. Высокий получают нагревом до 300—700°. Чем выше отпуск, тем ниже твердость стали и выше ее пластичность. Низний отпуск получают при нагреве до 200—300° с последующим охлаждением на воздухе. В результате хрупкость уменьшается, а твердость почти не меняется. Такой отпуск применяют в основном для термической обработки режущего инструмента. Температура нагрева при низком отпуске определяется по цветам побежалости на поверхности металла, очищенного от окалины. Вот каким температурам (в градусах) соответствуют эти цвета: светло-желтый — 220, желтый — 230, темно-желтый — 240, коричневый — 255, коричнево-красный — 265, фиолетовый — 285, темно-синий — 300, светло-синий — 325, серый — 330.
К. СКВОРЦОВ