Универсальный мотоблок - модуль
Сельскому жителю, если он хороший хозяин, нужна не одна машина, а чуть ли не целый гараж. И не от жадности. Полезно иметь транспорт для дальних поездок, для перевозки грузов, для самых разных сельскохозяйственных работ... Как же быть? Ведь гараж не всем по карману. Да это и нерационально.
Автостроители решили эту задачу для промышленности конструируют машины по модульному принципу. Единый автомобиль-тягач, а к нему десятки разнообразнейших прицепов —от панелевозов и цистерн до рефрижераторов и контейнеровозов. Почему бы и нам в мопедном хозяйстве не воспользоваться этим принципом? Давайте спроектируем универсальный мотоблок, а к нему несколько функциональных приставок. Например, для поездок одному - одноколесный блок-прицеп с управляемым колесом. Для провозки пассажира — двухколесный с дополнительным креслом. А, скажем, двухколесный блок с кузовом превратит мопед в небольшой грузовичок. Можно предусмотреть и возможность сопрягать мотоблок с обыкновенным велосипедом, и он станет настоящим работягой.
Мы начнем с того, что построим силовой мотоблок - модуль.
Его основу составляет двигатель типа В-50 или ранее выпускавшиеся Шяуляйским мотозаводом двигатели типа III с различными цифровыми индексами Конструкция блока чрезвычайно проста. Двигатель крепится к трубчатой раме, оснащенной передним и задним стыковочными узлами. Задний узел —это единое целое с узлом крепления моста. Заготовки для обоих узлов вырезаются из стального листа толщиной три миллиметра и крепятся на раму с помощью газовой или аргонно-дуговой сварки. Подшипниковый узел — велосипедная каретка. Для прочности она также крепится на раме сваркой.
Ось вытачивается из стального прутка по образцу педальной оси велосипеда. Разумеется, она должна быть длиннее —ведь на нее будут посажены два колеса.
В передней части рамы приваривается соединительный фланец—квадратная стальная пластина толщиной около 8 мм с четырьмя отверстиями диаметром 8 мм по углам и одним в центре. Диаметр фланца равен наружному диаметру трубчатой рамы.
В задней части силового блока — топливный бак. Его может заменить подходящая емкость, например, двухлитровая пластиковая канистра или алюминиевая фляга. Надо лишь оснастить их стандартным топливным краником и заливной горловиной, если штатная может создать неудобства.
Для крепления топливного бака предусмотрен легкий багажник, сваренный из стальных труб О 12—14 мм и закрепленный сваркой на раме. Бак фиксируется на багажнике хомутами из стальных полос, оклеенных изнутри полосками листовой резины.
Колеса самодельные. Основа их — покрышки и камеры от детского велосипеда маркировки «205x56». Диски вырезаются из листового дюралюминия и соединяются с помощью резьбовых шпилек и гаек М6 с шайбами, а также дистанционных втулок —отрезков труб с внутренним диаметром 7-8 мм и длиной 50 мм Поверх втулок прокладывается дюралюминиевая лента толщиной 1-1,5 мм и шириной 50 мм и закрепляется на диске резиновым кольцом, вырезанным из старой автомобильной камеры.
На одном из колес надо предусмотреть звездочку от любого мопеда. Стальные втулки с фланцами крепятся винтами и гайками. Фиксируются все колеса на оси с помощью болтов, туго посаженных в ось и втулку. Лучше всего подходят болты второго-третьего класса точности, а отверстие под них ф 6 мм разделывается в два прохода —сначала сверлом диаметром 5,8, а затем разверткой диаметром 6 мм. В таком случае колеса будут сидеть надежно и без люфтов, соединение не разболтается.
Кроме того, надо иметь в виду, что колеса расположены близко друг к другу, а потому, хоть и получается трехколесная машина, управлять ею можно, как двухколесной.
Тросы управления дроссельной заслонкой карбюратора, сцеплением и механизмом коробки передач выбираются такой длины, чтобы ее хватило для эксплуатации с любым из прицепов.
Универсальным силовой блок: 1 — ведущий вал силового блока; 2 — втулочно-роликовая цепь;3 — глушитель (от любого мопеда); 4 — хомут-основание топливного бака; 5 — пружина, фиксирующая топливный бак; 6 — топливный бак (пластиковая канистра емкостью 2-2,4 л; 7 — подкос подседельной опоры (стальная труба ф2 мм); 8 — подседельная опора (стальная труба ф 12 мм); 9 — передний узел крепления двигателя (стальной лист толщиной 3 мм); 10 — рама силового блока (стальная труба 030 мм); 11 — стыковочный фланец силового блока (стальной лист толщиной 8 мм); 12 — выхлопная труба; 13 —двигатель типа В-50 или В-501; 14 —ведущие колеса силового блока: 15 — звездочка цепного привода с фланцем крепления правого колеса; 16 — фланец крепления левого колеса.
Чтобы наш универсал стал таковым, нужны, конечно, приставки. Для начала сделаем самую простую. Возьмите стандартную вилку от любого мопеда. В соответствии с ее размерами и конструкцией из отрезка трубы вырежьте рулевую колонку. К ней с помощью пары стальных косынок приварите кусок трубы. Она будет играть роль передней части рамы мопеда. Для стыковки колонки с силовым блоком поставьте фланец из стального листа толщиной 8 мм, вырезанный по размерам соответствующего фланца на раме самого блока.
Переднее колесо приставки самодельное. Его основа— штатная мопедная ступица в комплекте с тормозным устройством. На ступице крепятся дюралюминиевые диски той же конструкции, что и у задних колес.
Руль, фара и органы управления двигателем и передним тормозом —от мопеда любого типа или легкого мотоцикла. Еще машину желательно оснастить грязевыми щитками от детского велосипеда и седлом от мопеда «Рига-11» или «Рига-13». Правда, неплохое седло можно сделать и самому: основание —фанера толщиной 10— 12 мм. Подушку можно смастерить из поролоновой или резиновой губки, обшить искусственной кожей.
Подножки представляют собой Т-образную деталь из двух стальных труб, закрепленных сваркой на передней части рамы. На их горизонтальные участки натяните отрезки резинового шланга.
Состыкуйте приставку с основным мотоблоком - модулем, и мопед к поездке готов.
Простейший минимокик на базе универсального силового блока: 1 — усиливающая косынка (стальной лист толщиной 3 мм); 2 — рама передней части мокика (стальная труба ф30 мм); 3 — стыковочный фланец рамы (стальной лист толщиной 8 мм); 4 — вертикальная часть подножки (стальная труба ф22 мм); 5 — сиденье (основа — фанера толщиной 10-12 мм. подушка — поролон или поритая резина, обшивка— искусственная кожа); 6 — универсальный силовой блок; 7 — подножки (труба ф20 мм с натянутыми на нее отрезками резинового шланга); 8 — усиливающая косынка; 9 — переднее колесо; 10 — ступица колеса (от любого мопеда); 11 — грязевой щиток переднего колеса; 12 — телескопическая вилка; 13 — фара; 14 — руль; 15 — стыковочные болты с гайками и разрезными пружинными шайбами.
Состыкуйте приставку с основным мотоблоком - модулем, и мопед к поездке готов. О других прицепах: грузовичке, мотоколяске, циркулярной пиле, электростанции поговорим в следующих статьях.
Н. Папиный, инженер
Источник: Левша 1991