Самодельный грузовичок
В прошлый раз в нашем «гараже» припарковались универсальный силовой мотоблок - модуль, а к ней приставка, позволяющая в считанные минуты собрать миниатюрный трехколесный мопед. Расскажем сегодня о другом модуле. Так же быстро он позволит при необходимости преобразить мопед в небольшой грузовичок. Пользу его оценит всякий, кто имеет садовый участок.
Рама нашей грузовой приставки — «ломающаяся», она сварена из стальных труб. Одна из них выполняет роль оси, а потому требует еще двух полуосей, выточенных из стального прутка в соответствии с размерами колесных ступиц.
С помощью сварки к оси пристыкованы два П-образных элемента рамы верхний и нижний. Сгибают их из труб в разогретом состоянии (на паяльной лампе или газовой горелке), обязательно набив предварительно сухим просеянным песком.
Строго по оси симметрии трубы соединяются вертикальной перемычкой и усиливаются стальными косынками, которые кроме того играют роль мостиков рулевого устройства шарнира «ломающейся» рамы. Он практически не отличается от шарнира передней вилки мопеда или мотоцикла, а потому для его изготовления могут быть использованы элементы этих машин.
Руль также выполнен из труб и приварен к раме приставки. Его оснащают мотоциклетными или мопедными рукоятками тормоза и сцепления, а также ручкой газа Если вы использовали двигатель с тросовым переключением коробки передач, на левой ручке установится механизм переключения Его можно взять от любого тяжелого мопеда.
Кузов грузовичка — фанерный. Днище вырезано из листа толщиной 12 мм, а борта толщиной 6-8 мм Соединяются детали с помощью дюралюминиевых уголков и винтов с резьбой М4 с гайками. Сборку кузова проводя в два этапа. Сначала «начерно», после чего разбирают все деревянные элементы зачищают, пропитывают горячей олифой, грунтуют и красят в выбранный цвет алкидной эмалью Когда краска просохнет, кузов собирают вновь, к днищу крепят бруски основания (разумеется, также окрашенные), после чего кузов устанавливают на раме.
Для снижения нагрузки на раму предусмотрите амортизаторы. Это могут быть обычные резиновые а лучше теннисные мячи, положенные между брусками основания кузова и осью грузовой приставки. Задняя часть кузова закреплена на раме шарнирно, с помощью двух хомутов из листовой стали толщиной 3...4 мм.
Колеса грузовой приставки сделаны на базе шин и ободов от детского самоката или велосипеда а ступицы с барабанными тормозами можно взять от любого мопеда. Их состыковка производится с помощью дюралюминиевых уголков и колец, вырезанных из дюралюминиевого листа толщиной 2,5...3,5 мм.
Тормозное устройство с ручным приводом. Проще всего сделать в рукоятке самодельный сухарь, установить два регулировочных винта и развести тросы на правое и левое колеса. Однако такой простейший привод нуждается в постоянной регулировке. Иначе вас будет заносить в стороны. Более сложный но и более эффективный тормоз привод с уравнителем усилий торможения. Он представляет собой равноплечее коромысло, середина которого соединена с тормозным тросом, идущим от рычага, а концы — с тросами рычагов тормозных колодок, В такой конструкции усилия на оба колеса всегда будут одинаковы.
Управление грузовичком имеет некоторые особенности, которые надо учесть. Машины с сочлененной рамой испытывают повышенные нагрузки на руль. Чтобы их уменьшить или совсем избавиться, советуем воспользоваться пружинными или резиновыми амортизаторами, которые помогут рукам легко возвращать руль в нейтральное положение. Закрепить их можно в основании руля и на раме, около седла.
И.ПАПИНИН, инженер
Источник: Левша 1991 г.
На рисунках: 1— ведущий вал силового блока, 2 — втулочно-роликовая цепь; 3 — глушитель (штатный, от мопеда) 4 — основание топливного бака (стальная полоса толщиной 1,5 мм); 5 — фиксирующие пружины топливного бака; 6 —топливный бак (полиэтиленовая канистра емкостью 2...2,5 л); 7 — поднос (стальная труба диаметром 12 мм), 8 —опора топливного бака и седла водителя (стальная труба диаметром 12 мм); 9— передний узел крепления двигателя; 10 —рама силового блока (стальная труба диаметром 30 мм) 11 — руль (стальная труба диаметром 22 мм), 12 —выхлопной патрубок; 13 —двигатель типа В-50 или В 501; 14 —ведущие колеса силового блока; 15— звездочка цепного привода с фланцем крепления правого колеса; 16 —фланец крепления левого колеса; 17 —верхний элемент рамы грузовой приставки (стальная труба диаметром 30 мм); 18 нижний элемент рамы (стальная труба диаметром 30 мм); 19 —кузов (борта— фанера толщиной 6.8 мм, днище — фанера толщиной 12 мм); 20 —амортизаторы подвески кузова (резиновые мячи); 21 — отбойник (резиновый амортизатор диаметром 8 мм); 22 — дюралюминиевые уголки 30x30 мм; 23 —основание кузова (деревянные бруски толщиной 40 мм); 24 — колеса грузовой приставки; 25 —подножка (стальная труба диаметром 22 мм); 26 —стыковочный фланец силового блока (стальной лист толщиной 8 мм); 27 —стыковочный фланец грузовой приставки (стальной лист толщиной 8 мм); 28 соединительный элемент рамы грузовой приставки (стальная труба диаметром 30 мм); 29 —мостики рулевого устройства (стальной лист толщиной 2,5 мм); 30 —болты М8 с гайками и пружинными шайбами; 31 — ступицы колес грузовой приставки (от любого мопеда); 32 —вертикальные перемычки рамы грузовой приставки (стальная труба диаметром 22 мм); 33 — рулевая колонка (стальная труба диаметром 30 мм)