Деревянная копилка в форме свиньи.
Я давно хотел попробовать себя в изготовлении деревянной скульптуры, но как-то все не получалось. А вот не так давно на просторах всемирной сети мне попалась интересная статья, в которой был подробно расписан весь процесс изготовления копилки в виде деревянной скульптуры свиньи, причем такой хорошей свиньи - дородной, отлично откормленной.
Несмотря на то, что фигура свиньи вырезана не из цельного массива дерева, а из склеенного из сосновых досок "бутерброда", она не потеряла своего художественного и естественного вида.
Для начала были нарисованы фигуры свиньи с видами сбоку и сверху (рисунок в натуральную величину можно посмотреть здесь), в качестве образца была использована детская игрушка.
Рисунок был использован как образец для создания трех фигур (см. фото). Одна фигура (В) вырезается из доски в четырех экземплярах и две (А) и (С) - в двух, в общей сложности будет восемь слоев. Надо постараться так вырезать фигуры, чтобы волокна древесины соседних слоев шли в разных направлениях, это увеличит общую прочность копилки и исключит растрескивание фигуры. Две фигуры (А) внутренних слоев были вырезаны без ушей и ног, но был оставлен хвостик, который в остальных фигурах был исключен. Внешние фигуры вырезаны без головы и хвоста, зато с ногами.
Вырезанные фигуры собираем в одну композицию и зафиксируем ее струбцинами. Так будет выглядеть заготовка заготовка для копилки в форме свиньи.
Из рисунка вырезаем фигуру "вид сверху", наложим на спину нашей сложенной заготовки свиньи и обведем ее по контуру карандашом.
Для организации внутренней полости копилки на четырех внутренних слоях нашей будущей скульптуры карандашом обозначим области, которые мы будем освобождать от древесины, при этом толщину стенок делаем не менее 2-2,5 см для дальнейшей обработки и формирования фигуры свиньи.
После того как вырежем внутренние области фигур приступаем к их склеиванию. Аккуратно склеить свинью за один раз довольно трудно, поэтому делим этот процесс на несколько этапов: сначала склеиваются внутренние слои, затем поочередно боковые.
Теперь, когда черновая заготовка скульптуры готова приступаем к вырезанию профиля вида сверху. Автор выше упомянутой статьи предлагает использовать для этого ленточную пилу, а т.к. у меня такой штуки нет, я воспользовался лобзиком и ножовкой по металлу. Процесс оказался для меня довольно трудоемким.
Для дальнейшей обработки и формирования фигуры свиньи желательно воспользоваться фирменной или самодельной дрелью с гибким валом в совокупности с борами-фрезами по дереву.
На свинье отмечаются области, где необходимо удалить лишний материал. Создание отметок имеет большое значение, они предостерегают от ошибок по излишнему удалению древесины. При создании меток не рекомендуется пользоваться фломастером или маркером, т.к. чернила глубоко впитываются в древесину.
Работаем фрезой аккуратно, по кругу, снимая древесину слой за слоем, тут главное не переборщить, не снять лишнего.
В области глаза оставляются выпуклости. Затем карандашом вырисовываются глаза.
Используя маленькую бит-фрезу, вырезается верхняя часть глазного яблока. Выпуклость сверху оставляется, это будет верхнее веко. Таким же образом вырезана нижняя часть глазного яблока.
Хвост вырезается также маленькой бит-фрезой.
Осмотрев нашу первую деревянную скульптуру со всех сторон и удовлетворившись результатом, приступаем к следующему этапу изготовления копилки - прорезаем щель для приема монет. Для этого на спине свиньи рисуется контур будущей щели, подходящим сверлом сверлится ряд отверстий и, затем надфилем формируется прямоугольная щель.
В животе скульптуры коронкой диаметром 50 мм вырезается отверстие для выема денег из копилки. Подходящая пробка для него была приобретена в магазине сантехники.
Дальнейшая отделка копилки - это многоступенчатый процесс.
Сначала скульптура покрывается светлой морилкой на масляной основе. После ее высыхания копилка покрывается более темным шеллачным лаком. Когда шеллачный лак высохнет, мелкой наждачной бумагой стираем его до слоя морилки, при этом шеллак проникший в более глубокие слои древесины остается. Этот метод добавляет объем и благородство древесине.
Для придания фигуре свиньи большей выразительности акриловой темно-коричневой краской немного подчеркиваются углубления у глаз, носа, рта, хвоста и ног.
Для создания защитного слоя скульптуру покрывают несколькими слоями лака с полировкой шерстяной тряпочкой каждого слоя.
Осмотрим результат нашей работы.
Начинаем копить деньги или дарим нашу копилку как сувенир.