Самодельные сани-самокаты
Каких только саней нет — от примитивно сколоченных из досочек с двумя полозьями салазок до современных снегокатов!
А вот таких, как на нашем рисунке, ручаемся, вы еще не встречали. Эти ледовые санки приводит в движение сам ездок. Хорошенько разогнавшись, на таких санях можно достичь приличной скорости даже на ровной снежной поверхности, а уж с горы и опытного лыжника обгонишь.
Приводятся в движение сани рычажным механизмом, состоящим из двух брусьев, шарнир- но прикрепленных нижней частью к носам полозьев. В верхней части брусья соединены поперечиной — получилась рама, держась за которую спортсмен имитирует движения лыжника, перемещая ее от и на себя.
Посмотрите на рисунок: задняя часть ледовых саней окружена еще одной рамой из деревянных брусьев, закрепленных шарнирно с передней; рамы как раз и служат своеобразными лыжными палками. Это один из важнейших элементов конструкции.
При наклоне туловища вперед рама упирается в снег и дает мощный толчок саням. Если же притянуть переднюю раму к груди, скольжение будет плавным и сани в конечном итоге замедлят ход. Получается, что в движении находится только верхняя часть корпуса саночника, нижняя же почти не участвует в процессе — ноги покоятся на подставке деревянного конька. Достаточно одного легкого движения правой или левой ноги, и сани послушно повернут в нужную сторону.
Если вас заинтересовала конструкция — за дело. Материал требуется самый простой — дерево, фанера да два железных прута.
Начнем с полозьев. Раздобудьте две деревянные заготовки длиной 580 мм и шириной 100 мм. Как видно из рисунка, по всей длине полозьев проложен желоб, куда вставляется стальной прут диаметром приблизительно 23 мм. Желоб выдалбливается полукруглой стамеской.
Такие полозья придают саням устойчивость и хорошее скольжение. Соединяются они двумя деревянными поперечинами длиной 300 мм, шириной 100 мм. Таким образом, расстояние между полозьями составит 300 мм.
Несущая доска (толщина — 20 мм), сверху накрывающая полозья, имеет сложную вытянутую форму. Но изготовить ее нетрудно. Тщательно разметьте заготовку соответственно чертежу и аккуратно выпилите по контуру обычной ножовкой. В носовой части доски шарнирно укрепите деревянную бобышку. Она соединяется с управляющим ножным фигурным коньком с помощью шкворня и двух металлических петель. Управляющий конек также сделан из деревянной заготовки прямоугольной формы толщиной 20 мм. Его конфигурация и размеры приведены на чертеже. В коньке надо просверлить отверстие диаметром 8 — 10 мм под деревянную круглую палочку для опоры ног. Промажьте ее столярным клеем и плотно вбейте в отверстие.
Следующий узел — сиденье. Оно напоминает кресло или низенький детский стульчик. Тут понадобится фанера не толще 10 мм. Сиденье состоит из основания, включающего две квадратные боковины-щеки со скошенными передними углами, двух фанерных брусков длиной 750 мм и прямоугольной спинки длиной 300 мм и шириной 180 мм — она крепится к брускам мелкими гвоздиками. Размеры сиденья 260x330 мм. Прежде чем монтировать его, положите на боковины-щеки поперечину (350x50 мм) и скрепляйте с основанием.
Поперечина придаст стульчику нужный угол наклона.
В широкой хвостовой части несущей доски наметьте контуром будущие пропилы под основание сиденья. Полу¬круглой стамеской аккуратно выберите два длинных желоба и вставьте в них основание креслица, предварительно смазав боковины столярным клеем. Когда клей хорошенько схватится, принимайтесь за нижнюю часть задней рамы.
Как видно из рисунка, замыкающая часть ее непосредственно соприкасается со снежной поверхностью, это как бы роликовая доска, только вместо роликов на металлический прут нанизаны шайбы. По углам нижнюю часть рамы стягивают боковые болты М10.
В обоих углах рамы ввинчены большие шурупы. Для чего? Если вы скользите по твердой снежной корке или льду, шурупы помогут хорошо отталкиваться, врезаясь в плотную поверхность трассы.
Вся конструкция крепится при помощи болтов М6 и М10, гвоздей и столярного клея.
Постарайтесь отделкой придать самокату фирменный вид. Деревянные детали, должны быть хорошо ошкурены, затем отполированы. Можно воспользоваться и мебельным лаком, покрывая им, естественно, только те детали, что не соприкасаются со снежной или ледяной поверхностью.
Сиденье-стульчик, а также поворотный конек можно покрасить нитроэмалью красного цвета, а остальные детали оставить белыми. Можно также слегка покрыть их морилкой, а затем одним-двумя слоями мебельного лака. Но это уже дело вкуса.
Полозья хорошо натрите лыжной мазью с учетом температуры воздуха.
Н.АМБАРЦУМЯН
Источник: Приложение к ЮТ 1995 №2