Мир самоделок

Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго.

Рыбаловная снасть - Кораблик

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

ryibachkaВ большинстве случаев крупная осторожная рыба держится вдали от берега, и добраться до нее может помочь так называемый кораблик. "Мелочь", как правило, на кораблик не ловится. Предлагаемая конструкция, снабженная автоматикой, расширяет возможности спиннинговой снасти.

 

Кораблик (рис.1) состоит из ведущей доски 1 с пружинами 2, опорного поплавка 3, устройства реверса, предохранительной скобы и лески-буксира 4 с "мушками". На рис.1 цифрами дополнительно обозначено: 5 - поводок, 6 - устройство соединения лески-буксира и лески спиннинга, 7 - леска спиннинга, 8 - спиннинг.korablik-v-deystvii

Ведущая доска создает натяжение лески. Пружины ведущей доски служат для соединения всей конструкции, амортизации рывков рыбы при поклевке и вываживания рыбы. Они участвуют в работе переключателя направления движения кораблика.
Опорный поплавок обеспечивает устойчивость кораблика на воде и служит основанием для механизма переключения. Переключатель предназначен для изменения направления движения кораблика. Предохранительная скоба обеспечивает четкую работу переключателя и предохраняет леску-буксир от захлестывания о детали переключателя. Леска-буксир служит для подсоединения поводков с "мушками" или любыми другими насадками.
Ведущая доскаВедущую доску (рис.2) изготавливают из хорошо просушенной прямослойной древесины (сосна, липа). На нижнем конце доски приклеивают редан, препятствующий выскакиванию ведущей доски из воды при резкой смене скорости кораблика. Можно установить дюралюминиевый уголок 20x15 мм на шурупах.
Ведущую доску необходимо пропитать олифой и покрасить: надводную часть светлой (белой) краской, а подводную часть - зеленой, под цвет подводной растительности. Глубина погружения ведущей доски не должна превышать половину ее ширины. Если это условие не выполняется, то можно на середине доски на расстоянии 1/3 ширины от нижнего торца просверлить отверстие и поставить свинцовую заклепку. В верхней торцевой части доски между пружинами можно приклеить полоску пробки для хранения "мушек" при транспортировке кораблика.
pruzhina-veduschey-doskiПружины ведущей доски изготавливают из нержавеющей стали толщиной 0,8... 1,0 мм, из которой вырезают две полоски длиной 320 мм и шириной 10... 12 мм. Возможный вариант крепления пружин к кораблику показан на рис.3, где цифрами обозначено: 1 - пружина, 2 - ведущая доска, 3 - шуруп, 4 - рейка поплавка. Я,например, прикрепил пружины к доске двумя 3-мм П- образными скобами из медной проволоки, нарезав на концах резьбу М3 и поставив 4 гайки.
opornyiy-poplavokОпорный поплавок (рис.4) изготавливают из твердого пенопласта. В верхней части поплавка делают паз под деревянную рейку, к которой крепят пружины и переключатель, планку к телу поплавка шурупами. Рейка создает большую механическую прочность узлу крепления пружин и переключателя.
pereklyuchatelПереключатель (рис.5) изготавливают из нержавеющей стали толщиной 0,8...1,0 мм. Он состоит из рычага (а), основания (б) и петельки из авиамодельной резинки (в). Цифрами на рис.5 обозначены: 1 - алюминиевая заклепка, 2 - металлическая шайба, 3 - гетинаксовая шайба, 4 - рычаг переключателя, 5 - основание. Осью рычага может служить обычная заклепка или заклепка-пистон. Перед расклепыванием заклепки между шайбой и рычагом желательно вставить полоску из жести с пазом, которую затем удаляют, что обеспечит необходимый люфт рычага на оси. Далее выгибают концы рычага и выступ основания с прорезью по пунктирным линиям (рис.5). Для исключения щелчков при срабатывании переключателя, на основания пружин у поплавка необходимо надеть небольшие трубочки или обмотать изолентой, надеть кусочки пробки.
Предохранительную скобу переключателя изготавливают из медного провода диаметром 2...3 мм. Размеры предохранительной скобы определяются в зависимости от высоты переключателя.pereklyuchatel-v-sbore
Переключатель в сборе показан на рис.6, где 1 - основание, 2 - резинка, 3 - рычаг, 4 - заводное кольцо, 5 - деревянная рейка, 6 - опорный поплавок, 7 - пластинчатая пружина, 8 - предохранительная скоба.
Пластинчатые пружины после сборки кораблика изгибают так, чтобы переключатель был выше ватерлинии ведущей доски на высоту надводной части поплавка. Поплавок должен быть параллелен плоскости ведущей доски и размещен на расстоянии, не допускающем переворачивания кораблика на волне. Кораблик в сборе показан на рис.7.
korablik-v-sboreЛеску-буксир к основной леске спиннинга крепят застежкой любого типа. Толщина лески-буксира не должна превышать диаметр лески спиннинга. Леска-буксир оснащается поводками с мушками. Длина поводков зависит от длины спиннинга, а для стандартного одноручника это 150, 200, 250, 300, 350 мм. Крепление поводков - петля в петлю, расстояние между поводками не более 1,5 м. Описанные размеры кораблика приведены для лески спиннинга 0,5 мм и поводков 0,3...0,35 мм. Уменьшая диаметр лески на 0,1 мм, все размеры кораблика необходимо уменьшить на 20%.
Ловля корабликом начинается с началом рыболовного сезона и заканчивается с исчезновением летающих насекомых. Применяя живых и искусственных рыбок, можно ловить до ледостава. Лучшее время лова - тихие и теплые утренние и вечерние сумерки. Трудно ловить при большой волне. Частота поклевок зависит от толщины лесок и поводков. Лов¬ля рыбы на данный кораблик требует навыка, но возможности ее весьма разнообразны.
Для запуска кораблика необходимо соединить леску-буксир и леску спиннинга, положить кораблик на определенном расстоянии от спиннинга рядом с урезом воды, соединить "мушки" с леской-буксиром. Перемещаясь по берегу, распустить леску спиннинга на 10...15 м, большим пальцем правой руки зажать катушку спиннинга и плавной посылкой концом спиннинга в сторону воды стащить кораблик на воду. Не давая слабину леске для исключения самопроизвольного срабатывания переключателя, начать движение в выбранном направлении, одновременно распуская леску спиннинга.
Работа кораблика. Допустим, кораблик запущен на воду. Течением создается подъемная сила, которая натягивает леску. Рычаг переключателя прижат к передней пружине поплавка. Передняя пружина растянется сильнее задней, выбирая оптимальный угол атаки. Параллельность поплавка и опорной доски нарушится. Если концом спиннинга резко дать небольшую слабину леске, рычаг переключателя займет нейтральное положение за счет растянутой резинки. Леска по инерции перебросится на противоположный склон предохранительной скобы, а пружина доски восстановит параллельность поплавка и доски. Остается плавно натянуть леску, и рычаг переключателя прижмется к другой пружине, а кораблик начнет обратный ход. Конструкция переключателя работает очень четко, что позволяет кораблику двигаться против течения, остановить на месте и двигаться в обратном направлении. Точкой опоры кораблику служит конец спиннинга, а радиус сектора перемещения в пределах 70...80° задается распущенной леской спиннинга.
При поклевках крупной рыбы весом 2...3 кг появляются трудности со срабатыванием переключателя, поэтому приходится стаскивать рыбу вниз по течению. Пружины ведущей доски помогают ослабить рывки рыбы в момент поклевки.
На рыбалке желательно иметь в запасе или пару резиновых петелек или кусок авиамодельной резинки.

Ю.А. Чунихин

 

   

Copyright © 2016. Мир самоделок. Все права защищены.

При перепечатке материалов активная ссылка на сайт - Мир самоделок - обязательна.


Яндекс.Метрика