Самодельная водная монолыжа
Водные лыжи появились у нас сравнительно недавно и сразу же приобрели многочисленных приверженцев. Лыжник, стремительно мчащийся по водной глади, всегда собирает на берегу большое количество зрителей. Глядя, как он легко и непринужденно выполняет головокружительные повороты, каждый невольно испытывает желание хоть на миг оказаться на его месте. Но многих пугает скорость воднолыжника и особенно последствия в случае падения. Конечно, водные лыжи требуют от человека мужества и смелости. И все же они доступны каждому — от 7 до 70 лет.
Самое трудное в воднолыжном спорте — это первый старт. Редко он кончается удачно. В результате падения — разочарование, неуверенность в своих силах. Чтобы избежать этого не очень-то приятного момента, тренировку и подготовку к первому старту надо начинать на берегу. Пройти тренировочные занятия можно по специальному комплексу упражнений для начинающих воднолыжников. Тем, кто впервые захочет испытать свою «невесомость» на воде, поможет также предлагаемая конструкция монолыжи. Она очень проста, и изготовить ее может каждый, кто хоть немного обладает навыками столярного дела. Кроме того, чтобы монолыжа глиссировала, скорость катера-буксировщика может быть вдвое меньше, чем при обычных, серийно выпускаемых водных лыжах.
Для изготовления монолыжи (рис. 1) потребуется один лист фанеры толщиной 3-4 мм, несколько реек и несложный столярный инструмент. Она состоит из основания, системы управления и сиденья.
Основание лыжи склеивают из 2 слоев фанеры. Отрежьте две полосы шириной 600 мм и длиной 1525 мм. Верхние слои фанеры должны располагаться вдоль лыжи. Обе полосы смажьте клеем (казеиновый, ВИАМ-БЗ, эпоксидный) и уложите на заранее подготовленный стапель — два шаблона на ровной поверхности (рис. 2). Оба листа фанеры спрессовываются с помощью груза, вспомогательных планок и гвоздей. Когда клей окончательно просохнет, заготовку снимают с шаблона и обрабатывают по размерам.
Сиденье набирается из 3-4 реек сечением 50х15 мм так, чтобы его габариты получились 400x280 мм. Узлы крепления можно усилить дюралюминиевым уголком 20х20х3 мм. Центровка подбирается практически — перемещением сиденья относительно основания. В нужном положении оно фиксируется двумя болтами М6 или М8 с шайбами.
Система управления позволяет выполнять плавные повороты, держать нужный курс за катером-буксировщиком. Она состоит из рулевой планки, тяг и коромысла, связанного с рулем. Конструктивно управление может быть выполнено в двух вариантах. Например, с двумя гибкими тягами и коромыслом на руле (рис. 1) или одной жесткой тягой и качалкой на руле (рис. 3). Осью руля может служить трубка диаметром 14-16 мм (Кроме перекрестной, может быть и прямая проводка тросов.)
Источник: МК 1968